bhpy@yandex.ru  

 
 
 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 
 
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Заключенные и планируемые к заключению договора с иностранными организациями по вопросам образования и науки
Государство Название организации-партнера Тип документа Дата подписания Срок действия
1 Республика Болгария Национальная художественная академия договор 11.01.2013 11.01.2015
2 Федеративная Республика Германия Немецкий союз коклюшечного кружевоплетения договор 02.06.2014 бессрочный
3 Нидерланды Голландский союз кружевоплетения договор о сотрудничестве 16.09.2015 бессрочный
4 Республика Словения Российский центр науки и культуры в Любляне соглашение о сотрудничестве 10.03.2017 бессрочный
5 Федеративная Республика Германия Музей лаковой миниатюры (г. Мюнстер) договор 12.01.2017 бессрочный
6 Нидерланды Музей кружева (г. Хорст) договор 06.05.2018 07.10.2018
7 Республика Кипр Российский центр науки и культуры в Никосиии меморандум о сотрудничестве 16.11.2018 бессрочный
8 Швейцария Швейцарский союз кружевоплетения соглашение о сотрудничестве 20.03.2019 бессрочный
9 Австрия Австрийский союз кружевоплетения соглашение о сотрудничестве 04.11.2019 бессрочный
10 Франция ЮНЕСКО (г. Париж) рамочное соглашение 11.05.2020 11.05.2021
11 Республика Болгария Творческий центр (г. Калофер) соглашение о сотрудничестве октябрь 2021 бессрочный
12 Федеративная Республика Германия Немецкий музей кости (г. Эрбах в Оденвальде) протокол о намерениях март 2022
13 Федеративная Республика Германия Немецкий музей игрушки (г. Зоннеберг) соглашение о сотрудничестве декабрь 2022
14 Швейцария Музей текстиля (г. Санкт-Галлен) договор о сотрудничестве март 2023
15 Италия Академия Риачи (г. Флоренция) соглашение об обмене январь 2024
 
Международная аккредитация образовательных программ отсутствует.
Код Наименование профессии, специальности, направления подготовки Наименование аккредитующей организации Срок действия международной аккредитации (дата окончания действия свидетельства о международной аккредитации)
Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует
 
 
   
КРАСА РОССИИ
12 апреля 2019 года в картинной галерее Г.Х. Ващенко (г.Гомель, Республика Беларусь) открылась выставка «Краса России», на которой представлены работы студентов трёх филиалов Высшей школы народных искусств (академия): Института традиционного прикладного искусства (Московский филиал), Федоскинский и Богородский филиалы. Представляли указанные подразделения директор Федоскинского филиала Салтанов М.А., директор Богородского филиала Наумов В.М., зав.учебно-методическим кабинетом ИТПИ Полищук Д.В. и преподаватель мастерства и композиции росписи по металлу Солопова А.А. С 12 по 14 апреля были проведены мастер-классы по росписи и вышивке со всеми желающими посетителями. Цель выставки – представление традиционного прикладного искусства как уникального художественного достояния России, не имеющего аналогов за рубежом. Выставка наглядно демонстрирует развитие традиционного прикладного искусства России, его востребованность в современной социокультурной ситуации, которая достигается посредством сохранения особенностей конкретного вида прикладного искусства, развития системы непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства как гаранта его конкурентоспособности в современном мире. Художественная вышивка, роспись по ткани и металлу, лаковая миниатюра и богордская резьба – коллекция уникальных работ студентов, богатая разнообразием жанров и форм, способная заинтересовать любого, даже самого взыскательного гостя.

Директор Богородского филиала ВШНИ Наумов В.М.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 

 
 

ИСТОРИЯ БОГОРОДСКОГО ПРОМЫСЛА

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору. С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривавший ими приходивших к нему крестьянских детей.
Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды.
Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно.
По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков
Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов. Тогда же мастеровые люди основали артель — маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: «Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем. Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик». С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м фабрике возвращается название «Богородский резчик». В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии — воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.

Динамичные, выразительные, смешные

Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные планки — солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.

Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать — эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы — самые лучшие.

Как стать игрушечных дел мастером

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном техникуме. Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9—11-го классов проходят ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года) овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной графикой. Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места. За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург).

МУЗЕЙ БОГОРОДСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ

Приглашаем всех посетить музей Богородского филиала ВШНИ, познакомиться с уникальным промыслом России, Богородской резьбой по дереву. Своеобразная и удивительная пластика деревянной скульптуры вдохновляет на творчество вот уже более трех веков наших мастеров-художников. Их работы и в настоящее время радуют глаз многообразием сюжетов и выразительностью решаемых образов, изысканностью пластических форм. Они поражают нас богатством творческой фантазии мастеров.
Зародившееся в середине XVII века в селе Богородское искусство богородской резьбы вобрало в себя многовековой опыт мастерства, основанный на коллективном творчестве мастеров прошлого, демонстрируя и сегодня свое плодотворное развитие в общем русле современной отечественной культуры.
Это искусство имеет богатую историю, бережно сохраняет свои традиции вот уже на протяжении четырех веков.
Богородский филиал ВЩНИ одно из уникальных учебных заведений, находящихся на территории Сергиево - Посадского района, которое готовит кадры молодых специалистов для традиционного центра художественной резьбы по дереву.

Богородский филиал ВШНИ так же продемонстрирует мастер-класс. Вы станете свидетелем создания изделия из простой заготовки-чурки.

Приглашаем к сотрудничеству средние школы, школы с художественным уклоном, художественные школы для профориентационной работы.