|
ИСТОРИЯ БОГОРОДСКОГО ПРОМЫСЛА
«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.
С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.
Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривавший ими приходивших к нему крестьянских детей.
Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно.
По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков
Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей
и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь,
персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом
могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю.
Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный
брак. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению,
неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX
века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на
общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие»
и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных
постановках.
В
1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913
году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная
мастерская с инструкторским классом по резному делу, а в 1914 году на
базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались
мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков
в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная
подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу,
так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная
лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы. Методику учебного
процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин.
Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.
Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании,
согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным
этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного
искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах
вплоть до середины 1920-х годов. Тогда же мастеровые люди основали артель
— маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения
материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями
артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали:
«Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков.
Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И.
Н. Сазоновым.
В
1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на
10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую
переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным
училищем. Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик».
С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м
фабрике возвращается название «Богородский резчик». В летопись промысла
вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых,
Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных,
Шишкиных и др. Эти фамилии — воплощение блестящего исполнительского мастерства
и творческой мысли.
Динамичные, выразительные,
смешные…
Богородские
игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку
улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны
лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла — бьют
молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же
принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные
планки — солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся
в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения
к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся
шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном
в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры
начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может
даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию
изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких
проволочных пружинках.
Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать
— эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию
сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие
забавы — самые лучшие.
Как стать игрушечных
дел мастером
Освоить
технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского
народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном техникуме.
Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9—11-го классов проходят
ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года)
овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной
графикой. Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую
инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в
различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются
на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья»,
в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования
России» и нередко занимают призовые места. За 95 лет существования Богородское
художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков,
многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных
работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея
фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие
богородского промысла.
Изделия
богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее,
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в
Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике
Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны
они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены
этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского
музея (Санкт-Петербург).
|